Огури об искусстве японской татуировки.

Мастера татуировки /
Огури или Хорихиде именно так он известен в мире тату в Японии и высоко почитаем как первопроходец, принесший японское мастерство тату американским татуировщикам также как и Моряк Джерри (), а впоследствии, по окончании Второй Мировой Войны, и Эд Харди. Таким образом, заложив начало большому азиатскому искусству тату, что изменило представление западного человека о татуировках во второй половине XX столетия. Пожалуй, приведу его собственные слова.

«В былые времена, японские татуировщики работали на дому и занимались этим подпольно. Они не развешивали объявлений и не оставляли своих контактов. Занятие татуировками было запрещено в Японии вплоть до окончания Второй Мировой. Желающие обычно разыскивали мастерские сами, информация передавалась из уст в уста.

В то время когда я обучался, феодальные законы все еще действовали в Японии. Uchideshi (учидеши) – так называлось обучение на японском, оно попадало под один из таких законов. Как правило, ученики жили со своими наставниками, срок обучения проходил 5 лет. После 5ти-летней подготовки, ученики работали уже независимо от наставников, при этом, они отдавали последним часть заработка за год. Этот год являлся своего рода служением, в ходе которого ученики выражали свою благодарность преподавателям, оно называлось на японском oreiboko (орибоко). Когда новички приступали к обучению, учителя обычно предупреждали их об этой системе: 1) 5ти-годовое обучение; 2) 12ти-месячное служение по окончании обучения.»

японская татуировка
Середина 20го века, Япония ~ На фото изображены мастера по нанесению татуировки в традиционном стиле, в центре расположен руководитель, Умидзу ©. ~ Фото © Hulton-Deutsch Collection


«Я ночевал в мастерской у своего наставника весь период обучения. Мое желание стать профи было настолько велико, причем как можно скорее. Глубокой ночью я подбирал иглы из арсенала моего наставника, усаживался, скрещивая ноги, и, вспоминая, как он это делает, пробовал наносить себе тату на бедренную часть ноги без чернил. Для нанесения контура я использовал толстый бамбуковый стрежень длиной около 20 см. Наточив край этого стержня и расположив на нем по порядку 6-7 иголок, связанных шелковой нитью. Длина кончика иглы составляла 3-4 мм. Я хотел как можно скорее приступить к работате в качестве татуировщика и практиковался на своих бедрах с помощью бамбукового стержня каждый вечер после работы. У меня не было навыков в использовании специальных инструментов по нанесению татуировок, я не знал под каким углом это все делать. Порой игла слишком глубоко проникала под кожу, что вызывало кровотечение и синяки. Я не мог наносить рисунки бамбуковым стержнем так, как мне этого хотелось. Средь бела дня я вскрикивал. В то время, когда у меня не было работы в течение дня, я усаживался по левую руку от моего наставника, наблюдая за его техникой.

К мастеру все клиенты приходили в назначенный час за hitoppori (хитоппори). Хитоппори с японского — нанесение татуировки в течение 2 часов каждый день. Если по замыслу наносилась большая татуировка, клиент появлялся на 3ий день. Обычно я усаживался спереди на пару часов, чтоб запоминать мастерское движение рук наставника. Он мне напоминал: «Я не собираюсь проводить тебе лекций. Перенимай навыки техники, наблюдая за мной». Наблюдение ¬– самый быстрый способ обретения навыков, намного эффективнее, чем прослушивание лекций, если человек хочет научиться по-настоящему. Несмотря на весь мой энтузиазм, навыки дались мне совсем нелегко, и вообще я не наблюдал за собой никакого прогресса».

японская татуировка
японская татуировка
1946, Токио, Япония ~ Японский тату-мастер работает на плече члена преступной группировки якудза. ~ Фото © Horace Bristol


«Однажды, супруга наставника попросила меня порубить дрова. (Как правило, ученики обращаются к женам наставника ane-san (ане-сан) или okami-san (оками-сан). Так вот, когда я к ней обратился ане-сан, она так обрадовалась, что, с тех пор вплоть до окончания обучения, я ее так называл). Был один случай, когда я рубил дрова на заднем дворике, и мне было очень жарко. Все тело покрылось потом, и я решил раздеться: снял рубашку и штаны. Ане-сан подошла ко мне и сказала, чтоб я отдохнул, она протянула мне чашку чая. Ане-сан заметила на моих бедрах следы нанесения рисунков иглой.

Она спросила меня в удивлении откуда у меня шрамы на бедрах, мол, неужеои ли я практикуюсь на себе.

— Да, — ответил я, — но у меня не так получается, как у учителя.
— А ты когда-нибудь видел его ноги?
-Нет.
-Его ноги полностью в татуировках. Понимаешь, о чем я? Он говорит, что в период обучения он практиковал на своих ногах, используя краску. Поэтому его ноги черные. Он поведал мне также о том, что татуировщику необходимо изучать это дело непосредственно на своем теле, чтобы стать профессионалом. Человечество еще не придумало способ менять кожу. Поэтому чтоб научиться этому искусству – нужно использовать свое тело, — закончила ане-сан.

японская татуировка
24 окт., 1955, Токио, Япония ~ На фото изображены настоящие любители этого искусства, мужчина разъясняет своему сыну замысел татуировки, указывая на нюансы техники. Когда-нибудь повзрослев, этот мальчишка, возможно, тоже захочет быть разрисованным с помощью такой техники нанесения. Среди американских военных, проходящих службу в Японии, есть и те, кто покровительствуют этим татуировщикам. ~ Фото © Bettmann/CORBIS


«После того, как я узнал об этой истории, я вспомнил одного мастера, у которого все руки вплоть до кистей были изрисованы, его обнаженные ноги я не видел. Мне стало интересно, может пробовать с чернилами? Но я не знал, как чернила наносятся на кожу. Я решил освоить технику до тех пор, пока мое тело не почернеет полностью. “Я ни перед чем не остановлюсь, иначе – провал.” С тех пор, считай, ежедневно я практиковался на своих ногах, начиная с бедер до лодыжки. Чернила я не использовал.

Сегодняшняя молодежь не представляет себе, насколько насыщенными были тренировки. Я вставал в 5 утра и начинал с уборки всего дома, как внутри, так и снаружи, затем я мыл полы. Зимой руки так замерзали от холодной воды, что покрывались цыпкой, а пальцы раздувались. В перерывах, отведенных для приема пищи, я получал по одной порции супа, а на второе – одну пиалу риса. При всем моем желании есть больше, у меня не было такой возможности в связи с ограниченным временем. По окончании IIй Мировой Войны испытывался дефицит продуктов питания, сложно было достать где-либо риса, чтобы прокормиться. Мы питались смесью из риса и ячменя. В то время мне было 19 и я постоянно голодал, для меня это был серьезный жизненный опыт.

Иногда наставник на меня кричал и даже доходило до рукоприкладства. Требовалось много терпения, чтоб пережить обращение такого рода. Многие ученики бросали обучение и уходили от своих преподавателей именно из-за жестокого обращения. Я, естественно, задумывался о причинах таких нападок. Мне приходилось идти на обратную связь с наставником, хоть я и испытал к нему обиду и злость. Решением этих проблем в феодальный период было одно – исполнять волю учителя. Я много плакал, лежа в своей кровати оттого, что был сильно подавлен. Периодами он отоваривал подзатыльники без какой-либо на то причины. Впоследствии, когда и я обрел навыки, я все же нашел объяснение его поведению: он бил меня, заставляя задействовать максимум моих возможностей. Как я его ненавидел во время обучения! А сейчас, оглядываясь назад, мне стыдно, что я мог испытывать такие чувства по отношению к нему.»

японская татуировка
японская татуировка
1946, Токио, Япония ~Японский татуировщик работает на спине женщины. ~ Фото © Horace Bristol


“Когда я был учеником, наставник учил меня изготавливать иглы. У каждого татуировщика свои особенности по их изготовлению. Я складывал 7 штук по порядку и загибал их кончики. После я делал веерную форму из них, используя середину игл в качестве верхушки веера, отодвигая остальную часть вниз. Иглы должны быть собраны в трапецевидную фигуру и спаяны вверху.

Во время создания тонких линий я использую 2ую или 3тью иглу, которые расположены ближе к мой руке, настраивая угол по отношению к поверхности. Когда наношу контур, я использую иглы, которые находятся посередине.

Для нанесения деталей некоторые мастера используют другой инструмент, состоящий из 3 игл. А профессионалы делают это всем, чем захотят, для контура используя только один набор. Им не приходится задействовать другие инструменты. Они способны рисовать тонкие и толстые линии, маленькие круги и т.д. и т.п. Профессиональные татуировщики наносят рисунки гладко: сверху вниз, слева направо или наоборот. Когда мне нужно больше чернил для нанесения рисунка, я делаю kaeshibari (кэшибари), постукивание иглами. Кэшибари один из видов техники, когда постукивание происходит другой стороной игл и нанесение краски с использованием оставшейся части чернил с другой стороны.”

японская татуировка
японская татуировка
1946, Токио, Япония ~ Татуированная кожа, пожертвованная владельцами после смерти для исследования и хранения ~ Image by © Horace Bristol


Horimono (Хоримоно) означает татуировка (японск.), где Hori – хори или horu (хору) – надрезать, вырезать, mono (моно) – вещи, штуки.

Нанесение татуировки схоже с вырезанием скульптуры. Татуировка не рисунок. Она должна быть различимой на расстоянии в течение многих лет. Объект выражения татуировки должен четко читаться на расстоянии. Если татуировка сделана слишком детально, ее сложно будет разглядеть. Как и скульптуры, татуировки должны быть грубыми и крутыми до определенной степени. Именно такие работы наиболее привлекательные. И татуировки должны быть крупными, тогда их легко рассмотреть.
Нанесение татуировки руками, Tebori (тебори), требует использования специальной техники. Игла прокалывает кожу бережно, силу нажатия рукой необходимо тщательно контролировать: кожа человека очень мякгая и эластичная. В момент выхода иглы из кожи, можно услышать соответствующий звук, shakki (шакки): если татуировка наносится гладко, производится ритмичный звук типа: ша-ша-ша. Я макаю иглы в чернила и рисую линию 1 см в длину. Этот же шаг проделывается с продолжением во время sujibori (суджибори) ¬– выделением внешней линии, контура. Я держу тот же ритм и рисую, не обращая внимания на дизайн или форму, будь то: круги, квадраты или линии. Я наношу контуры шаг за шагом на всех частях тела: на плечи, руках, спине и в конце концов заканчиваю работу на всем теле. Таким образом, работа по нанесению татуировки на все тело завершена.

Для bokashibori (бокашибори), т.е. теней делают наборы из 12ти и 13ти игл, каждый набор принимает форму веера и спаивается. Набор из 12ти игл размещается под набором из 13ти немного позади в шахматном порядке. Когда я затеняю, я ввожу чернила под кожу под таким углом, чтоб он отвечал углу сделанным этими двумя наборами. Мне нужно учитывать силу удара при использовании этих наборов. Чернила не могут вводиться под кожу как следует при использовании 12ти или 13ти игловом наборе. Во время работы с нижним 12ти игловым набором нужно быть аккуратным, а прикосновение игл к поверхности кожи следует делать мягко, бережно. Освоить мастерство использования этими иглами очень трудно, особенно нижним.”

японская татуировка
японская татуировка
1946, Токио, Япония ~ Японский мастер наносит татуировку на членах преступной группировки якудза. ~ Фото © Horace Bristol


В сегодняшние дни японские татуировщики заказывают иглы на заводе. Я пользовался тончайшими иглами для шитья, будучи еще учеником. Многие из них не отвечали требованиям. В одной упаковке было по 25 игл, и только половина из них могла бы подойти. В те времена мы пользовались чернилами, называвшимися sakurazumi (сакурадзуми), а сейчас baikaboku (байкабоку) в ходу, они сделаны из сажи растительного масла. Чернила для каллиграфии, сделанные из сажи смолы (канифоли), не подходят, т.к. цвет быстро теряет свойства.

Клиенты часто крали мои иглы. Я полагаю, что некоторые татуировщики просили этих людей притворяться моими клиентами с целью украсть инструменты, чтобы понять способ их изготовления. Я был настолько зол на это, несмотря на то, что я понимал их серьезное намерение научиться профессиональному делу. Так во время работы, я складывал коробку с инструментами позади себя. А во время моего отсутствия (при отходе в туалет, например) иглы пропадали, их было несложно украсть. Впоследствии, я стал подготавливать конкретные иглы только в момент их необходимости. Обычно я запираю дверь в мастерскую после работы. Электроприборы, цветные чернила, мои наброски (около 120 вариантов) – все это украдено на протяжении нескольких лет. Эскизы татуировок были для меня особенно важными. Я сделал много набросков и собирал их длительное время. Я расстраиваюсь каждый раз как я вспоминаю про это, и думаю, как я много времени потратил на них.”

японская татуировка
1946, Токио, Япония – Человек с татуировками в общественной бане Фото © Horace Bristol


«Татуировщики, не прошедшие обучение и практику у преподавателей, не могут знать значения традиционного замысла тату. Например: возьмем 4 сезона в году – весна, лето, осень и зима. Все сезоны выражаются в тату в равной степени. Настоящий японский мастер выражает каждый сезон на теле. А татуировщик, не прошедший школу наставника, не имеет представления о традициях Японского искусства: зачастую наносится змея и цветение вишни, в этом есть несоответствие. Дело в том, что вишня в Японии начинает цвести в марте, в то время как змея находится в спячке. То есть, по логике вещей нельзя наносить змею и цветение вишни в одном рисунке.

Некоторые рисуют карпа, движущегося вверх по водопаду с пионами. В действительности этот процесс в жизни карпов происходит в период окончания сентября по октябрь. А это значит, что он карп должен наноситься с кленовыми листьями, а не пионами. Кленовый лист символизирует осень. При изображении hutatsugoi (хутацугой) карпов близнецов и huhugoi (хухугой) пары карпов в брачный период, два карпа (по карпу на каждой руке, например) могут сочетаться с пионами, так как в таких ситуациях нам не следует обозначать сезоны. Существует несколько комбинаций в традиционном искусстве: Karajishi (Караджиши), который состоит из комбинаций: 1)Shishi (Шиши) лев с botan (ботан) пионами; 2) ryu (риу) дракон с kiku (кику) хризантемой и menchirashi (менчираши) (men – маска, а chirashi или chirasu – разбрасывать, посыпать, рассеивать) с расцветом вишни. Изображения такого рода являются особенностями традиционного японского искусства татуировки.»

японская татуировка
японская татуировка
1946, Токио, Япония ~ (слева) Татуированные работники бани в общественной бане, (справа) Японский мастер традиционного искусства наносит татуировку на плече члена преступной группировки ~ Фото © Horace Bristol


«Я очень рад, что я занимаюсь этим видом деятельности, я люблю свое дело. Я буду продолжать делать татуировки до тех, пор пока мои руки будут способны работать. Я благодарен своему наставнику — без его вклада в моем обучении, я бы никогда не стал татуировщиком. Я буду всегда признателен ему за это.» — Хорихиде

Автор перевода: Александр Неуместно
Источник перевода
  • admin
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. или Зарегистрируйтесь